Пятнадцать лет, а то и больше, реформируется наше злосчастное ЖКХ, при множестве различных ДЕЗов и жилищно-коммунальных департаментов, жилье оказалось беспризорным и рассыпается на глазах. Главной проблемой стало не приобретения нового жилья, а его содержание, ответственность за него. Годы мнимого реформирование сводилось не к новым схемам управления, не контролю за монополистами, поставщиками электричества, воды и тепла, а к повышению тарифов и дележке денежных потоков. Большинство населения с трудом выдерживает теперь коммунальный гнет, рост зарплат и пенсий не успевает за тарифами коммунальных услуг, которые с 1990 года подорожали на 300-500 раз. Несмотря на большие деньги, которые стали поступать в ЖКХ, продолжается разрушение основных фондов – зданий и инфраструктуры, около 3 триллиона рублей составляет долг государства за невыполненный капитальный ремонт, и возвращать оно его не спешит. Чтобы выбраться из провальной ямы, нужно в год ремонтировать не менее 120-150 миллионов квадратных метров, ремонтируют же с трудом пополам около 5 миллионов, в 30 раз меньше.
Не сумев победить коммунального дракона, власть решила спрятаться от него за новым жилищным кодексом, который вменяет в обязанность жильцам не только нести все затраты по содержанию и ремонту жилья, в том числе и капитальному, но и саму организацию этого процесса. Привязали все это к демократическим процессам, самодеятельности народных масс, заговорили о ТСЖ. Такая некоммерческая общественная организация имеет право сама заниматься обслуживанием жилого фонда, в крайнем случае нанимать для этих целей управляющую компанию.
Вот как зазывающе говорит по этому поводу один из московских префектов: «Товарищество собственников жилья – это самое демократическое образование в нашей стране. Здесь жилищным кодексом собственнику гарантировано равенство прав и обязанностей». Почти все муниципалы, как молитву повторяют эти слова. Похоже, чиновники молятся какому-то своему языческому богу, с которым простые люди не знакомы, поэтому не слишком откликаются на призывы.
Решили создать товарищество из людей, которые даже редко здороваются при встрече. По логике, прежде чем начать общее дело, нужно собраться вместе, познакомиться друг с другом, поспорить, выслушать аргументы других, избрать председателя собрания, вести протокол, а потом уже предлагать с мест кандидатуры членов совета, председателя новой организации. Только такие собрания могут выявить активных, инициативных, граждан с неординарными мышлением, интересными программами и проектами.
Для ТСЖ подобрали более дешевый вариант, не обязательными оказались шумные собрания, да и негде их проводить, голосование решено сделать заочным, разносят по квартирам что-то похожее на бюллетени, в них уже названы управляющие компании, определен председатель ТСЖ. Это уже не бюллетень для голосования, а как бы приказ директора, мнение в последней инстанции.
Непонятно, почему лишили гражданских прав жильцов неприватизированных квартир, пристроили к ним муниципального опекуна, который должен голосовать за них на собраниях? Дом для этих людей не гостиница, а постоянное место жительства, они также как и остальные платят квартплату. Торговать жилой площадью не имеют прав и не собираются, но мечтают улучшить коммунальный быт и не переплачивать лишнего по тарифам. Для этих целей и создается ТСЖ.
Очень странная оказалась демократия, голосуют не живые души, а квадратные метры жилья. К примеру, в квартире проживает пять человек, в соседней, которая метражом больше, всего один жилец, он же и владелец . Как ни странно, но этот одиночка со своим жилищным пространством будет обладать большими правами, чем пять его соседей вместе взятых. Это удивляет, потому что потребление услуг, почти вся работа коммунальных служб, рассчитывается по количеству проживающих.
Скандалом может обернуться любой сельский сход, на котором больше голосов будет иметь тот крестьянин, у которого крыша дома оказалась выше, чем у соседей, подобным позором оборачивается и реформы нашего ЖКХ, и не только его. До 2007 года все должны были определиться с формой управления жилищным фондом. ТСЖ выбрали всего около 10 процентов владельцев квартир, да и то, этот шаг сделан в большинстве не добровольно. В новых коммерческих домах строительные фирмы в придачу к квартирам дарят под ключ готовое товарищество, с фамилией его председателя.
Не прошел номер с товариществами, обязали теперь каждого владельца квартиры заключить лично договор на коммунальное обслуживание с тем же ДЭЗом, который превращается теперь в ООО, частную лавочку, под названием управляющая компания. Опять стали носить по квартирам бюллетени, в которых «да и нет» в ответах особого значения не имеют.
Главной целью коммунальных реформ ставилось то, чтобы вместо неэффективных ЖЭКов подобрать мобильных и грамотных управленцев, а в результате закрепили монопольную власть за старыми структурами. Вывески меняются, а опыт и сервис остается прежний, причем контроль за деятельностью этих фирм окончательно потерян. Кому теперь писать, звонить, жаловаться? Коммунальный рынок емкий, но прежние хозяева никого не пускают на свою территорию. На их стороне подстраховка глав различных администраций, которые в газетах, перед экраном телевизора очень красиво разглагольствуют о демократии в коммунальном секторе, а в душе больше склоняются к прежним порядкам, при которых коммунальные предприятия были их вассалами, даже общественным резервом, в любое время их можно было подключить к митингу в поддержку того же мэра.
В городе Тынде жильцы дома 14 по улице Октябрьской и дома 11 и 13 по улице Красной Пресне решили создать первое в городе товарищество собственников жилья, надоело людям платить за услуги, которые годами никто им не оказывает. Забойщиком создания товарищества был Виктор Вавилов. Он раньше работал инспектором Ростехнадзора, на досуге просчитал стоимость затрат, которые несут коммунальщики, и пришел к выводу, что тарифы и цена услуг несопоставимы. Кроме того, он доказал в суде, что введенная виртуальная услуга по передаче тепла незаконна.
Раньше в городе было муниципальное предприятие «Жилсервис». Оно собирало деньги с жильцов, но забывало перечислять их поставщикам услуг. Когда долг перед поставщиками вырос до неприличных размеров, изменили схему управления этим хозяйством, создали более десяти посредников, обществ с ограниченной ответственностью, а смотрящим за ними определили «Службу единого заказчика «БАМ». За свою работу от всех поступающих средств это муниципальное предприятие стало брать приличный процент. Новая фирма быстро освоилась на хлебном месте, приняла эстафету от «Жилсервеса», несмотря на хорошо отлаженный сбор коммунальных платежей с населения, долг перед поставщиками опять стал расти.
ТСЖ «Октябрьский» был зарегистрирован и готов был уже начать работу, жильцам были разосланы письма, в которых говорилось, что за техническое обслуживание платить они будут меньше, и вообще перестанут оплачивать виртуальный транзит тепла. Но против народной инициативы стеной встали чиновники, в том числе сам мэр и его заместитель. Они подключили к бойкоту зависимые от них управляющие компании, представители которых стали ходить по квартирам, уговаривать жильцов отказаться от ТСЖ. Документы и ключи от подвалов, где проходят коммуникации, общественники так и не получили, организация не смогла приступить к работе. В ситуацию вынуждена была вмешаться антимонопольная служба, она признала действие городской администрации незаконной.
Местная власть на примере таежной Тынды открыто препятствует созданию ТСЖ, в крайнем случае, на расстоянии наблюдает, как полумафиозные группировки расправляются со смельчаками. Когда жители некоторых домов в Ростове на Дону решили создать ТСЖ, то управляющая компания «Тоник», бывшее муниципальное предприятие, расклеила листовки, обливающие грязью как инициаторов, так и саму общественную структуру, называя её авантюрной и мошеннической, предлагали жильцам срочно отказаться от товарищества. После того, как жильцов на испуг взять не удалось, в отместку им отключили в домах воду.
Жильцы пожаловались в департамент ЖКХ и энергетике, в антимонопольную службу. Там пообещали разобраться, сколько будет продолжаться эта разборка, никто не знает, а пока уже созданное ТСЖ в Ростове, как и в Тынде, не может приступить к работе.
Конкуренцию между старыми коммунальными структурами и нарождающимися товариществами выигрывают пока бывшие муниципальные конторы, у них больше материальных возможностей, связи среди чиновников, и они не боятся использовать в этой борьбе недозволенные методы борьбы. Отчасти это происходит оттого, что не слишком оказался прозрачный и понятный способ избрания, как товариществ, так и подбор управляющих компаний.
Сложные и непонятные схемы, как магнитом притягивают махинаторов, они начинают учреждать конторы по сфальсифицированным решениями жильцов.. На роли председателей выдвигаются неизвестные, сомнительные личности, и те начинают подписывать финансовые документы, часто ставя жильцов в трудное положение.
В Подмосковном Одинцове группа лиц, которые назвались представителями ТСЖ «Трехгорка», при поддержке бойцов из охранной фирмы, показывая регистрационные документы с печатями, захватила диспетчерскую товарищества АТСЖ, у которой оказался тоже убедительный пакет документов, и с теми же печатями. Захватчики изъяла ключи от всех служебных помещений, системы экстренной связи. Распространила по почтовым ящикам новые платежные квитанции, которые выставлялись без фактических данных о проживающих и площади этих квартир.
В Пензе жильцы дома 24 по улице Кижеватова вообще потребовали ввести в их доме президентское правление, шквал звонков с такой просьбой из пензенской горячей точки обрушился на кремлевские покои. Большинство жителей не знали, как избирался их «домовой», по каким признакам подбирались эксплуатационники, но знают, что при завышенной оплате коммунальных услуг, по неизвестным причинам, в доме постоянно отключаются лифты, ограничивают подачу воды и тепла. Жильцы, в порядке частной инициативы, стали судиться со своим ТСЖ, и ничего не могли отсудить. Избрали нового председателя, но прежний, не отдает ключи, не возвращает документы.
Вот еще одна похожая история. Люблинский районный суд г. Москвы объявил о ликвидации ТСЖ «Форум», действующего незаконно с 2000 года. На суде от самозванного ТСЖ никто не присутствовал, приглашение в суд ответчику в конверте вернулась нераспечатанным. ТСЖ «Форум» ликвидировали, но провести ревизию его хозяйственной деятельности вряд ли удастся. Председатель написала заявление о пропаже документов.
Для глобальных преобразований нужна, как в компьютерной игре постепенность, ступени выживаемости. Освоил одну, поднимаешься выше. У нас же без всяких ступеней, гигантские прыжки, захват не только материальных ценностей, но и нравственных, от этого и базар, такие скандальные истории. В каждом законе, который подготавливает правительство, а принимает Дума, обнаруживается совершенное незнание психологии и жизни общества, в результате получается насилие над всеми нами, у кого больше квадратных метров жилья, тот и прав, вот и вся наша демократия.
Из-за отсутствия четкой нормативной базы, люди вынуждены жить по «понятиям», судьями в такой ситуации могли бы стать общественные органы. В Челябинске в одном из районов организовали общественную организацию: «Народный контроль». Он состоит из старших по домам. Чтобы этой организации удобнее было контролировать коммунальщиков, они должны предоставлять общественникам помесячный план своих работ. Без их подписи ни одна работа не принимается и не оплачивается. Как говорит вице - мэр города Олег Грачев: «Если контролем занимается человек, который живет рядом, то люди чувствуют себя комфортней».
Стоило бы присмотреться и к челябинскому опыту, и к домовым комитетам в частности. С них и нужно было начинать коммунальные реформы, ради успеха этого мероприятия, желательно выделить этим комитетам для работы хотя бы маленькие помещения, найти небольшие деньги для покупки канцтоваров и оргтехники. Сейчас председатель домкома, его коллеги, чтобы отправить запрос в органы власти, вынуждены выкраивать собственные копейки на конверты, а для подготовки и размножения информации искать добрых людей с компьютером, ксероксом.
Немного технических удобств, место постоянной встречи, и в домовых комитетах, как в штабах по реформам, появятся неравнодушные, грамотные люди, подобные Виктору Вавилову из Тынды. Они станут выстраивать наше гражданское общество с самого низа. Создавать не нынешние коммунальные фантомы, а более надежные товарищества собственников жилья, связанные не только материальными интересами, но и дружескими чувствами.
ТСЖ – это не акционерное общество, как хотят представить наши законодатели, а социум, основная среда обитания наших людей, родной дом и наши соседи. Нельзя такой большой мир разделить на квадратные метры и успокоиться. Власть просто боится будить народ, вот и придумывают всякие заменители демократии, вызывающие зевоту и дремоту. Со спящим великаном карликам легче расправляться.
Альберт Сперанский, председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы» |