На недавнем съезде российского профсоюза докеров не присутствовал один из лидеров объединения, Геннадий Клюев из Мурманска. Вместо себя он передал в оргкомитет съезда диск, на котором было записано, как охранники морского порта взламывали дверь в его комнате. Работали кувалдой, потом ломиком. Трудились долго. Наконец, замок был выбит, дверь снята с петель. Самого профсоюзного лидера выволокли за ноги, бросили на пол в коридоре. Дверь после этого разбоя Геннадий Клюев подправил и забаррикадировался в комнате. Отлучатся надолго не решается, иначе опять взломают дверь, выкинут вещи на улицу, оставят его без жилья.
Выселить, переселить человека, если он сам не согласен, можно только с помощью решения суда, с обязательным участием судебных приставов. Но вместо решения суда появилась кувалда, роль судебных приставов взяли на себя охранники порта. Ещё в 2004 году Клюева хотели переселить в другое общежитие, но суд посчитал, что аргументов у администрации порта для этого действия явно не хватало, суд не дал разрешения.
Вся вина и беда Клюева в том, что он является председателем мурманского профкома докеров. Служил в Заполярье, влюбился в полярные зори. Устроился работать в морском порту, получил место в общежитие. Человек контактный, инициативный, не удивительно, что его избрали председателем профкома. Он всеми силами старался защитить членов своего профсоюза от бандитского капитализма, требовал, чтобы хозяева хоть немного поделились доходами с работниками. Последнее время добивался, чтобы докерам возвратили долг за оплату работы в ночные часы. Кончилось это тем, что у профсоюза отняли помещение. 750 человек оказались без места явки, без своего общественного штаба. Документы организации сгребли в кучу и отвезли на склад. Заседание профкома стали проводить в комнате у Клюева. Администрация порта решила лишить подпольный обком докеров и этого прибежища, а для этого делает все, чтобы выкинуть из жилой комнаты его председателя.
После штурма комнаты Клюева правоохранительные органы завели уголовное дело, но не на тех, кто взламывал дверь в его комнате, вытаскивал его за ноги в коридор, не на организаторов погрома, а против него самого. Когда его валили с ног, он оказался не слишком вежлив, хотел вырваться, приподняться, самопроизвольно схватился за одного из нападавших, тому показалось, что ему сделали больно. Организаторы взлома подговорили штурмовика подать иск за причинения ему неприятных ощущений.
Все у нас перевернуто с ног на голову, потерпевшего обвиняют в агрессии. Где искать в нашем государстве защиты от произвола, беспредела? Где само государство, в каких рамках оно существует? Конституцией даровано много прав рядовому гражданину, на проверку оказывается все это только на бумаге. Зачем нужны такие законы, которые не выполняются? Безусловно, для наведения порядка многое должны сделать наши многоуважаемые депутаты, это как бы народный контроль. Но, кажется, эти люди заняты совсем другими вопросами.
На том же съезде докеров, ещё один лидер, Александр Перебоев, председатель профкома из Новороссийского морского торгового порта оказался в весьма щекотливом положение. Дома против него тоже завели уголовное дело, и он стал не выездным. Депутат Законодательного собрания Краснодарского края Сергей Ярышев сделал депутатский запрос в правоохранительные органы Новороссийска с просьбой проверить профком докеров. Есть, мол, сигналы от избирателей, что неправильно собираются и расходуются членские взносы в местном профсоюзе докеров. После этого в профком пришли люди из органов, опечатали помещение, забрали документы, парализовали работу организации. Нужно сказать, что профсоюз является общественной организацией, где имеется своя ревизионная комиссия, которая и должна заниматься проверкой финансовой деятельности. Причем, здесь, депутат Сергей Ярышев. А притом, что он, не только депутат, но ещё оказывается и первый заместитель генерального директора порта. Един в двух ипостасях, поэтому стал путать свою депутатскую деятельность с коммерческой, с помощью депутатского мандата решает свои корпоративные вопросы.
Началась эта эпопея в Новороссийске в конце 2006 года, дирекция порта объявила трудовому коллективу, что в связи с понижением курса доллара и прочее, предприятие начинает нести убытки, поэтому вынуждены на порядок повысить нормы выработки. При сдельно – премиальной системе, которая практикуется в порте, добрая часть заработка зависит от премии, она начисляется за перевыполнение норм выработки. При новом раскладе об этой добавке можно было забыть, нормы не осилишь. В результате, заработная плата у докеров и технического персонала снизилась сразу на 20-40 процентов. Профсоюз докеров решил протестовать, объявил месячник работы по правилам. Все строго по инструкциям, тщательное соблюдение техники безопасности. В результате на подъездных путях в ожидание разгрузки – погрузке выстроились километровые очереди вагонов. Тут и вмешались в дело вместе со своим однофамильцем и двойником, первым заместителем генерального директора порта, депутат Сергей Ярышев. С помощью их запросов и писем в компетентные органы на председателя профкома, Александра Перебоева завели уголовное дело, как бы он дезорганизовал работу порта. Рабочего лидера пригласили в прокуратуру, предупредили, что пока расследуется уголовное дело, он не имеет право покидать границы города. Под личную ответственность, под клятвы, что он не скроется с профсоюзными взносами за границей, рабочему лидеру все-таки удалось приехать на съезд в Москву.
Насчет нерентабельности работы порта, вопрос оказался весьма спорным. В то время как в Новороссийском морском порту экономили на зарплате работников, в списках журнала ФОРБС появилось ещё два новых национальных героя, долларовыми миллиардерами стали совладельцы этого порта Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько. К тому же последний стал ещё и депутатом Государственной Думы. Стоило бы спросить этих деятелей: откуда миллиарды, за счет кого они пополнили свой кошелек? Кстати, кроме Скоробогатько в Думе и Совете Федерации, среди тех, кто пишет законы для народа, ещё 11 долларовых миллиардеров, а миллионеров и пересчитать трудно. Разве не смущает такой факт, что в стране с нищим населением, почему-то оказался самый богатый в мире депутатский корпус. Во всех сферах мелькают двойники, похожие на Сергея Ярышева, которые с помощью своих депутатских мандатов делают запросы, проталкивают свои коммерческие дела. Такая уж хитроумная жизнь у наших депутатов, встречаются они в основном не со своими избирателями, а с коллегами по бизнесу. Частные интересы преобладают над государственными, поэтому все пущено на самотек, в большинстве своем, страна живет не по законам, а по понятиям.
В известной компании «Сургутнефтегазе» двое рабочих потребовали, чтобы им выдали спецовку, надоело приобретать её за свой счет, они действовали согласно статье 379 Трудового кодекса, которая гласит, что без спецодежды приступать к работе запрещается, а её должен предоставить работодатель. Вместо спецовки милиция отвезла недовольных на освидетельствование в психоневрологический диспансер. В наших трудовых отношениях дошло до того, что если работник осмелился не подчиниться противозаконным действиям начальства, можно считать его психически ненормальным.
Много вопросов может возникнуть после этого скандального случая, а самый главный из - них, на каком основании помогает осуществлять противоправные действия работодателю милиция?
Сейчас в Сургуте должно разбираться в суде дело одного из тех, кого возили в психоневрологический диспансер на проверку, электрика Константина Ковальчука. Принципиальность в отношение со спецовкой ему дорого обошлась, он схлопотал выговор по службе, зарплата сразу уменьшилась на 55 процентов. Теперь свободный профсоюз «Профсвобода», членом которого он является, добивается через суд, чтобы это незаконное наказание с рабочего сняли. Профсоюзники набрались смелости и официально пригласили в качестве экспертов на это судилище двух наших президентов. Подтверждения о том, что такое приглашение попало в руки адресатов, пока не поступило. Наверно и не поступит, некогда нашим президентам заниматься мелочами, они говорят и думают о более высоких материях, о космосе, Олимпиаде в Сочи, об отношениях с Америкой. Что им судьба Кости электрика, которого нефтяные магнаты, унижают, держат в полуголодном состояние. Профсоюзные лидеры хотели, чтобы наши гаранты своими глазами увидели, как, манипулируя законами и фактами, судьи подыгрывает работодателю, становятся его обыкновенными адвокатами.
Вот как наводили тень на плетень, во время разбора иска ЗАО КБ «Ситибанк» против первичной организации работников банка, в Пресненском районном суде города Москвы. На основании того, что ответчики не смогли вспомнить точного места парковки в день проведения учредительного собрания автомобиля председателя профкома, что не было в наличие у хозяина квартиры, где происходило собрание, документов, подтверждающих факта аренды данного помещения, протокол с решением о создание профсоюзной организации суд посчитал недействительным. Судья фактически опроверг правовую истину, по которой единственным доказательством создание профсоюзной организации является протокол учредительного собрания. Оказывается, к протоколу необходимо добавлять название улицы, номер дома и подъезда, где это собрание проходило. К тому же приплюсовать квитанцию по оплате парковки машин, на которых приехали участники и документ об аренде помещения. Сама администрация банка не стала дожидаться решения потешного суда, ещё до этого разбора уволило 7 человек, основных инициаторов создания профсоюза.
Провести учредительное собрание для организации нового профсоюза действительно трудно. На московском автозаводе компании «Рено», бывший «Москвич», рабочие решили создать свободный профсоюз. На аренду помещения нечего было рассчитывать, собрались прямо на улице, за проходной завода. Только стали решать процедурные вопросы, как приехал наряд милиции и разогнал учредителей. Сказали, что на улице проводить собрание не положено. А где можно?
Приглядевшись к переменам в нашей стране за последние годы, все больше убеждаешься, что новая власть по дешевке продала весь наш трудовой люд новым крепостникам, которые отличаются от старых только тем, что не порют розгами своих холопов. Но если так и дальше будет развиваться наша демократия, то и до такой экзекуции дело дойдет. Уж сколько говорилось, что ФНПР, старые профсоюзы, с которыми дружат семьями наше правительство и Государственная Дума, не выполняют своих общественных функций, являются прислужниками новых феодалов, а новым профсоюзам не дают развиваться, создаваться. Самое время вмешаться прокуратуре, провести мониторинг по состоянию трудовых отношений в нашей стране, подготовить по всем случаям нарушений аналитическую записку, разослать её во властные структуры. Провести на эту тему специальное заседание, пригласить на него главных чиновников страны, спросить их, когда, наконец, в новой России отменят рабский труд, крепостные порядки, и что для этого нужно сделать? Несмотря на то, что давление на трудягу с каждым днем нарастает, никто не собирается проводить такое чрезвычайное совещание.
Иногда работники пытаются бастовать, требовать, чтобы им, хотя немного прибавили зарплату, улучшили условия труда. Официальной возможности проводить такие забастовки нет, начинают создавать подпольные стачкомы. Так действовали во время подготовки к забастовке на АвтоВАЗЕ, главные действующие лица не рассекречивались. Кто засветился, за теми заводская охрана и милиция сразу же устанавливала слежку. Одного из активистов, двадцатилетнего электромеханика Антона Вечкунина не уберегли, его повязали прямо в раздевалке. На улице брать побоялись, он был все время не один, для подстраховки его сопровождали друзья. Но однажды, пока добровольная дружина ждала активиста у проходной, он, как принято после смены, решил принять душ, только разделся, бац, милиция. Его увели в отделение, обвинили в очень «тяжком» преступление: сопротивление работникам милиции, и хулиганстве (нецензурная брань). Вот так, сидел голый субъект возле душа и ругался по какому-то поводу, а может быть, и без повода матом.
Незатейливые и очень глупые истории, все на уровне театра абсурда. Протокол учредительного собрания не действителен, потому что председатель профкома запамятовал на каком углу в тот день припарковал свою машину. Арестовали рабочего активиста, потому что тот, якобы сидел голый в душе и ругался матом. Другие и вовсе отчудили, стали требовать от начальства спецовку, не удивительно, что милиция повезли их в психоневрологический диспансер для проверки присутствия в их головах здравомыслия.
Разговор идет о самых инициативных, активных рабочих, а их выставляют в роли глупцов, смотрите, мол, какие клоуны протестуют? Репрессивные меры в трудовых отношениях вышли на такой уровень, что те, кто их проводит, слишком уверены в своей непотопляемости, не считают нужным сочинять более правдоподобные обвинительные протоколы. Это только подтверждает дикую беззащитность наших работников, а это ведь граждане нашей страны, основное население.
Альберт Сперанский, председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы» |