В армию за впечатлениями (зарисовки о службе во Внутренних войсках МВД России).
Сейчас трудно сказать, что в большей степени побудило меня пойти служить в армию. Может это желание испытать себя, или патриотические чувства, заложенные с детства родителями-военнослужащими. А может это поиск себя в этом сложном мире. Одно можно сказать с уверенностью, я ни жалею о своем выборе, потому что служба открыла мне глаза на многое. Также как все? В известной песне есть такие слова «Поеду служить в сапогах также как все». Тем не менее, смысл этих слов с каждым годом становится менее актуальным, служить большинство не хочет. Если забить в любой интернет поисковик слова «Весенний призыв» первые 10 строчек выдаст сайты, которые учат как «откосить» от армии.
По окончании ВУЗа наступил мой призыв. Оказалось, что практически все мои однокурсники предпочли обзавестись белыми билетами, несмотря на то, что среди них были даже спортсмены.
Вообще отношение окружающих к моему желанию служить было негативным, кто-то воспринял это как чудачество, кто-то как безрассудство.
- У тебя же высшее образование, зачем тебе армия? У тебя же есть работа, зачем тебе «военник»?
Все эти вопросы вызвали у меня в душе лишь усмешку, также как и призывная комиссия, на которую приходили здоровенные детины с матерями.
- Не годен, - раздавалось в стенах военкомата и «белобилетники» с улыбкой до ушей отправлялись праздновать успешный «откос».
В военном комиссариате мне сказали, что служить отправлюсь лишь в конце мая, но телефонный звонок с сообщением «Завтра отправка» прогремел как гром среди ясного неба еще в апреле. На следующее утро я отправился в Ивановский областной военкомат. Провожать меня на перрон пришли самые близкие люди: родители, подруга, друзья, коллеги. Подруга дала невыполнимое (как потом выяснится) обещание «дождаться». Теперь ты в армии Какого же было мое удивление, когда нашими «покупателями» оказались люди в милицейской форме.
- Вам повезло, будете служить во Внутренних войсках МВД России, - то ли в шутку, то ли в серьез сказал сопровождающий.
Людей не хватало, и группу дополнили теми, кто зашел в военкомат на очередную комиссию.
- Меня в армию забрали, - раздавалось в зале ожидания. – Да не шучу я! В 6 часов вечера уезжаю служить в Республику Карелия.
Буквально за полчаса нас одели в камуфляж, и мы отправились из «города невест» в «край лесов и озер».
В Ярославле к нам подсадили еще 20 новобранцев, которым также как нам было суждено стать «ВВшниками».
Всю дорогу мы гадали о том, что нас ждет. Кто-то переживал, что будет «дедовщина», некоторые переживали, что будут плохо кормить, а кто-то судорожно прятал деньги под стельки ботинок. Я и еще несколько сослуживцев на оставшиеся деньги накупили печенья и прочей еды. Съесть мы все не смогли и раздали остатки попутчикам, которым приходилось терпеть соседство с новобранцами.
В Петрозаводск мы прибыли за полночь, воинская часть показалась мне таинственной базой скрывшейся в дебрях лесной чащи, а у штаба нам встретился сурового вида караул с «калашами» и пулеметом на плечах. «Все серьезно», - пронеслось у меня в голове. Курс молодого бойца - Товарищи солдаты! Вы теперь в армии! Это не тюрьма, не детский сад! Это АРМИЯ! – громогласно возвестил младший сержант, встречающий нас.
С этих слов начался мой КМБ. Первым испытанием стал отбой за 45 секунд. Шнурки в берцах постоянно запутывались, пуговицы на новом кителе никак не хотели расстегиваться. Данное занятие далось нам с пятой попытки. Утром же нас ожидала утренняя зарядка. После этого медленно потянулись дни привыкания к армейской жизни. Ежедневно мы занимались строевой и физической подготовкой. Мне не державшему в течении 6 лет ничего тяжелее ручки приходилось особенно тяжело. Приходилось по долгу висеть на турнике пытаясь подтянуться, а потом бегать до изнеможения на спортгородке. После таких занятий форму можно было выжимать от пота. Также началась притирка к сослуживцам. Сержанты воспитывали нас коллективом: если кто-то падал его несли товарищи, кто-то плохо заправил кровать отвечало все подразделение.
На строевых занятиях многие с непривычки стерли ноги. В медсанчасти к этой проблеме отнеслись серьезно и до присяги запретили использовать носки, взамен выдав портянки, которые меньше натирали ноги.
Большое внимание уделялось гигиене, каждый вечер мы подшивали воротнички, по утрам брились и кантовались.
В нашей войсковой части для того чтобы новобранцы быстрее адаптировались к службе, для «молодняка» был организован особый досуг. Нас водили в кино, театры, музеи города Петрозаводска, и даже в цирк.
В течении КМБ мы два раза выходили на стрельбище. В полном обмундировании (в касках, бронежилетах и с автоматами) мы совершали 6-километровый марш на полигон. Впереди колонны военнослужащих шли сами «отцы-командиры», которые на личном примере показали новобранцам армейскую стойкость. На стрельбище нас учили основам сборки-разборки АК-74, РПК и СВД, особенностям выхода на боевой рубеж, ну и, конечно же, стрельбе из автомата. Для начала мы тренировались стрелять из мелкокалиберной винтовки, эта задача далась легко практически всем. Когда же в руках оказался боевой «калаш», усиленно заколотилось сердце.
- На рубеж открытия огня, К БОЮ!
Скрытыми перебежками выдвигаемся к огневой позиции, каска на голове усиленно пытается съехать на глаза. Буквально падаю за укрытие, присоединяю магазин, целюсь… один на один с мишенью… выстрел… и я уже ничего не слышу, от автоматных очередей заложило уши.
Оглушенные, но полные впечатлений возвращаемся в часть.
Под тяжестью брони стало тяжело идти, ноги покрылись мозолями, скрипя зубами продолжаю шагать. Рядом шел парень из Ярославской области, половину дороги он шепотом читал рэп, что отвлекло меня от мыслей о стоптанных ногах. Когда же он поведал, что на «гражданке» работал в ритуальных услугах, меня впервые за время пребывания в армии пробило на смех.
За две недели до окончания КМБ мы начали готовиться к ритуалу приведения к присяге. Служу Российской Федерации! Приведение к военной присяге новобранцев впервые за долгие годы проходило в центре Петрозаводска на площади Ленина у мемориала «Вечный огонь». Данное мероприятие могли посетить все желающие.
На присягу мы были одеты в парадную милицейскую форму, в руках мы держали АК-74, когда мы построились перед «Вечным огнем» все стояли затаив дыхания, в полной мере ощутив важность этого момента.
Ко мне на присягу приехали родители, что заставило меня отнестись к этому мероприятию еще более серьезно. Произнося слова присяги, возникло ощущение сопричастности к общему делу тех кто защищает Родину.
Поворачиваюсь к строю: «Служу Российской Федерации!» Теперь я настоящий военнослужащий. Армейские будни Служба во Внутренних войсках имеет множество особенностей. Во-первых, после КМБ мы переоделись в полевую милицейскую форму, пришив на неё шевроны «МВД» и прицепив петлички «Щит и меч». Во-вторых, мы несем службу по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка. А это нахождение в городе в Патрульно-Постовой Службе и периодические выезды на тренировки по разгону массовых беспорядков.
Дух захватывает, когда ты мчишься в кузове «Газона» через весь город, а потом шагаешь по улицам с резиновой палкой на поясе. Основную массу правонарушений совершают люди в состоянии алкогольного опьянения. С такими очень тяжело разговаривать, но командиры нас учат, что вежливость при обращении с гражданами, прежде всего.
Занятия с щитами, в шлемах и спецзащите в обычной армейской части представить практически невозможно, в ВВ МВД РФ военнослужащие занимаются этим очень часто. Рассказывают что наш батальон во время событий в Кондопоге был в числе тех, кто остановил массовые беспорядки, вызванные межнациональной рознью. Именно поэтому подобные тренировки так необходимы для «ВВшников».
Большое внимание в нашей части уделяется государственно-патриотическому воспитанию. В батальоне чтят государственную символику, по распоряжению командира батальона утром и вечером на разводах играет Гимн России. Мне неоднократно предоставлялась возможность включать музыку на таких мероприятиях. Со стороны это выглядит очень впечатляюще. Целый батальон встает «Смирно» под государственный флаг РФ, а после развода играет «Прощание славянки» и военнослужащие торжественным маршем шагают по плацу.
Серьезное место в службе занимает морально-психологическое обеспечение и общегосударственная подготовка. Военнослужащий Внутренних войск должен быть сильным духом и знать законы.
Особо хочется отметить то, как нас кормят. Такой рацион питания не у каждого был на гражданке. Некоторые ребята пришли в армию с недовесом, так здесь за пару месяцев они смогли набрать положенные килограммы.
Пожалуй, самое неприятное для меня занятие это суточный наряд по роте. У нас говорят «Лучше быть конем педальным, чем на «тумбочке» дневальным». Но ничего не поделаешь, это ведь тоже боевая служба. Поэтому приходится мыть и подметать полы, а также стоя на посту подавать команды. Еще есть кухонный наряд, здесь в основном мы моем посуду и чистим картошку. «Подальше от командиров, поближе к кухне», - шутя называют это занятие. Не дождалась… «Зачем ты пошел в армию? Те, кто косит от армии правильно поступают, потому что настоящие мужчины зарабатывают деньги, создают семью, а не тратят год в пустую», - снова и снова проносилась в голове, к горлу подступал ком. В тот пасмурный день я ушел на спортгородок, больше всего мне не хотелось, чтобы кто-то из сослуживцев видел меня в этот момент.
Постоянная ругань по телефону с подругой закончилась нашим расставанием. На меня напала апатия, раздражало все: оторванный погон, неуместная шутка, швабры в туалете. И даже поход в ППС, который раньше меня всегда радовал не смог поднять настроение.
В комнате досуга ребята играли на гитаре, я пытался написать письмо, нервно зачеркивая очередную строчку. Кто-то запел: «За что мы пьем, за что мы пьем, да не за праздничным столом… за телеграмму «Замуж вышла»…»
На этой строчке армейской песни я порвал письмо.
- Ты чего? Подруга что ли не дождалась? – спросил сослуживец. – Не переживай, я вот тоже месяц назад узнал, что у моей подруги свадьба.
Армейский коллектив не остался в стороне от моих проблем, офицеры, сержанты каждый проникся ситуацией, кто-то вспомнил свою службу, когда редко кого дожидались за два года. Замполит роты провел со мной беседу, объяснив, что эта была проверка чувств, которую моя девушка не прошла, а значит она не тот человек, которая готова стать моей спутницей жизни. Как я сходил в «увал» В первую свою увольнительную я пошел в «парадке». Хотя я в городе бываю часто, охраняя город в ППС, но набережной мне не приходилось побывать. Туда я и отправился. Набережная Онежского озера, пожалуй, самое красивое место в городе, наверное, поэтому в этот воскресный день здесь собралось много народу. Вдоль прибрежной черты проносились «метеоры» и проплывали парусники. На берегу отдыхали петрозаводчане. К слову сказать, люди в Петрозаводске очень общительные, несколько раз ко мне подходили, как к милиционеру спрашивать, как найти какую-либо улицу, пару раз родители, с детьми проходя мимо говорили «Будешь плохо себя вести, дядя милиционер заберет». Компания девчонок даже попросилась сфотографироваться со мной, что особо меня развеселило. Компания молодежи, мимо которой я проходил, несмотря на пустые погоны, исполнила песню «Младший лейтенант, мальчик молодой…» На набережной пообщался с ветеранами МВД, которые порекомендовали после службы идти служить в милицию Петрозаводска. Погуляв по городу, к вечеру я вернулся на набережную где моему взору предстало замечательное зрелище. Начинающийся закат окрасил все небо и озеро в цвета, которые не передать словами. Возвращаясь в часть, я серьезно задумался о том, не остаться ли мне служить в этом «краю лесов и озер».
Сейчас по прошествии времени я могу с уверенностью сказать, что только в армии стал действительно ценить жизнь. И вообще изменилось мое мировоззрение. Только в армии я понял, каково это быть защитником Родины. Находясь на службе в ППС я часто вижу, как живут, работают и отдыхают мирные граждане, и с гордостью осознаю, что их жизнь охраняем мы – военнослужащие Внутренних войск. Рядовой Головин Юрий |