Жил преимущественно в Петербурге и Москве, постоянно наезжая в живописные уголки русской провинции. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги — Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915; «Купчиха за чаем», 1918; оба — Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. И. Шаляпин», 1922, там же). С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической, ирреальности («все мои картины — сплошная иллюзия», — говорил сам мастер). Поэтому сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925, и др. спектакли, в том числе по пьесам А. Н. Островского) предстает естественным продолжением его станковых работ.Тяжелая болезнь приковывает Кустодиева с 1916 к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея; «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей). Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина; 1923) и др. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова [частное собрание, Москва; опубликованные же иллюстрации (1923) составляют один из самых интересных и ярких книжных циклов художника].
Русская Венера гимн женской красоте. Не знаю почему в советские времена образ кустодиевской женщины подкалывали. Со всем возможным уважением. Папа Карло.
Мещане? А у нас в Кинешме чаепитие и мещанство неотъемлемый атрибут. Плохо что сейчас еще появилось гопничество и пивное возлияние. Спросите Макарова, он был в Кинешме, и видел где хранилась нелегальная литература.
А гопников нужно тщательней в РПЦ привлекать )))) Церквей понастроили, понимаешь ))) а гопники расплодились ))) Это как понимать Юрий ? ) Неужели коммуняки виноваты ? Или разобщенные мещане, сидящие всяк в своем углу ? )
Да. Это не так ? Просто стереотип ЛФМ-ский ещё остался , что Юра дескать продался за 30 серебренников попам ))) Ты воцерквился куда ? В РПЦ или в баптисты что ли ? ))
Речь не о мещанстве как социальном слое, а как о провинциальной черте русского человека.
А я о том ,что эта то и наша беда, что такие черты у ИМЕННО провинциалов )) Им бы в окошко смотреть ,как неспешно проезжает телега )) И так 100 лет проходит и двести ))) А потом глянули и уже машины заездили ) В это вот черта - желания стабильности, застоя, когда все тихо спокойно равномерно... Это и губит русского человека. Нужно уметь быстро подстраиваться под изменяющиеся условия В Обществе. Когда уже не чаек пить, а народные дружины формировать надо )))
Только насытившись стабильности хочется перемен. А в остальном как в анекдоте. На вершине холма стоят два быка. Молодой и старый, опытный. У подножья холма посется стадо коров. - Эй, - настойчиво бьет копытом молодой. - Давай быстренько спустимся с холма, возмем себе по коровенке и завалим ! Старый бык молчит. - Бык, а бык, - молодой переминается с ноги на ногу. - Ну, давай же, быстренько, давай быстренько, спустимся с холма и возмем по коровенке !.. Старый бык молчит. - Бык, ну бык, - ноет молодой ... Старый бык вздыхает: - Не-ет. Сейчас мы медленно спустимся с холма - и возмем все стадо...