МОРОЗОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ, выдающийся русский художник, родился 15 марта 1902 года в деревне Вотола Ивановской области. Свой творческий путь начинал в Иванове. После окончания Иваново-Вознесенской рисовальной школы работал на текстильных предприятиях города, повышая свое профессиональное мастерство в Государственных художественно-промышленных мастерских.
Уехав в 1922 г. на учебу в Москву, поступил на рабфак искусств. В 1930-м г. Александр Иванович получил диплом об окончании ВХУТЕИНа и звание художника станковой живописи. Все годы учебы в Иванове и потом в Москве Морозов занимался пейзажем. Русская природа покорила сердце художника, и ничто другое не трогало его душу. К сожалению, в институте пейзажного класса не было, и, как вспоминал Александр Иванович, он всего добивался сам, учился у великих мастеров. Учился не только в учебных классах ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, но и в залах Третьяковской галереи, восхищаясь полотнами И. Левитана, В. Серова, И. Шишкина, Ф. Васильева, Н. Ге, А. Саврасова, А. Васнецова. В 1935 г. на Масловке в городке художников была организована первая персональная выставка Александра Ивановича. За годы своего творчества Морозов создает огромное количество работ. Серия "Волжская", посвященная Кинешме, создавалась в 1937-39 гг. Начавшиеся репрессии затронули и мастерские художников на Масловке. Как вспоминал сам Александр Иванович: приезжали ночью на воронке и увозили художников. Ссылали далеко и на долго. Поводом было, как правило, обвинение в формализме. Поездка в Кинешму была спасением для Морозова. Работал с упоением. Пейзажи вышли очень напряженными, тревожными, полными драматизма.
Баржи верером (Сумраки на Волге). 1936
На Волге. Кинешма. 1936
Кинешма. 1936
Говорят, художник снимал комнату у какой-то вдовушки. Даже собрался женится...но мужчинам верить нельзя, особенно художникам...
Прожил он достаточно долго. Морозов был не только прекрасным талантливым художником, но и удивительно самобытным человеком. Великолепный рассказчик, с огромным чувством юмора, выдумщик, виртуозно играл на балалайке и гитаре (выучился самостоятельно по самоучителю), много лет занимался серьезным балетом, был необыкновенно пластичен. Удивительно самодостаточен. Рядом с ним всегда были интересные люди: его учителя - В.А. Нефедов, К.Н. Корыгин, К.Н. Истомин, И.И. Машков, С.В. Герасимов, В.И. Цветаева, у которой он в 20-е годы начал заниматься балетом, И.Л. Андронников, с которым в 30-40-е годы выступал на капустниках в Доме художников, С.Т. Коненков, его близкие друзья последних лет жизни - скульпторы Г.П. Левицкая, М.А. Делов, художник А.С. Петушков, ивановские музейщики, кинорежиссер В.В. Орехов, создавший документальный фильм об А.И. Морозове "Я пришел в этот мир, чтобы...". Фильм можно посмотреть в музее А.И.Морозова в Иваново.
В 1969 г. Александру Ивановичу было присвоено звание заслуженного художника РСФСР. В 1979 г. за серию пейзажей "Родные мотивы" он стал Лауреатом Государственной премии им. И.Е. Репина, а в 1992, в год своего 90-летия, он получил звание народного художника России. Умер А.И. Морозов 27 апреля 1997 года.
Его работы в музеях: Алма-Ата, Алупка, Ашхабад, Баку, Бердянск, Бишкек, Вильнюс, Владикавказ, Владимир, Русский музей, Третьяковская галерея, Донецк, Екатеринбург, Иваново, Иркутск, Краснодар, Курган, Нукус, Переславль-Залесский, Пинск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, София (Болгария), Улан-Удэ, Ульяновск, Херсон, Чебоксары, Якутск.
Я встречался с ним. Где то даже фотографии есть. И на похоронах был, и на отпевании. ЧуднОй человек.... Про него снято два документальных фильма. Они у меня есть. есть один простой принцип: не прославляй дьявола. Георгий Колосов.
Я не помню как он называется... Но где то у меня был. А с режиссером этим мы на поминках в столовой городской администрации рядышком сидели.... есть один простой принцип: не прославляй дьявола. Георгий Колосов.
Рада, интересно, а что тебя подвигло всколыхнуть сию тему?
Смотрю "Живопись". Из художников Глазунов и Кустодиев. Стала вспоминать кто же еще. А вчера по своим делам на сайт Масловки попала. Хороший сайт. Собран материал по многим художникам, что имели там мастерские. Нашла Морозова. Вспомнила как он рассказывал про Татлина: выбрасывали, мол, картины прямо через окно во двор. Долго лежали. Никто ничего не взял, не спас. Вот он тогда, в смысле Морозов, и решил, что от греха подальше надо из Москвы уехать. Решил, что в Кинешме не найдут.